Звонок по России бесплатный
8 (800) 707 8717
Заказать звонок
Главная / Капитальный ремонт и модернизация КАМАЗ / Статьи о капремонте и модернизации КАМАЗ / Высверливание сорванных болтов коленвала, замена направляющих

Высверливание сорванных болтов коленвала, замена направляющих

Обрыв маховика, а вернее обламывание болтов коленвала и штифтов, является одним из «недугов» сцепления и причиной выполнения модернизации автомобилей КАМАЗ. Маховик может обрываться по таким причинам:

  • 1. Неправильно затянутые и некачественные болты. Они правильно затягиваются при помощи динамометрического ключа, однако, согласно практике, болты часто оказываются перекаленными, из-за чего их головки могут обрываться в процессе работы сцепления. 
  • 2. Резкое бросание педали сцепления. В таком случае болты могут сразу не обрываться, однако при подобных рывках они ослабевают, и вся нагрузка идет на штифты. После выжима сцепления болт разбалтывается все больше, срезая штифты и болты. 
  • 3. Отсутствие четкой плоскости прилегания на коленвале или маховике. Если ранее маховик обрывался, то на торце коленвала поднимаются кромки отверстий под болты или происходит наклеп, то есть на торце коленвала образуются бугры. Достаточно сложно ручным способом без использования специальных приспособлений восстанавливать плоскость на торце коленвала. Даже при малом повреждении плоскости во время вращения маховик будет вилять, появится вибрация двигателя, а болты опустятся и оборвутся.

Часто приходится высверливать оборванные болты. При снятии маховика они удаляются сверлильным станком (когда болт невозможно выкрутить специальным инструментом), затем коленвал устанавливают на токарный станок и торцуют участок соединения маховика.

Даже если штифты не оборвались, их необходимо менять, потому что они наклонены в сторону обрыва. При установке коленвала на автомобиль болты высверливают с помощью дрели. Всегда болт почти обрывается в глубине, в коленвале остается лишь резьба.

Есть «умельцы», выкручивающие болты сваркой, опускающие трубку и пытающиеся через отверстие в ней электродом приваривать болт к трубке и выкручивать сломанный болт.

Подобная практика неэффективна и даже опасна. Дело в том, что диаметр болта 14 миллиметров, а трубка должна иметь меньший диаметр, чем болт (хотя бы на 0.5 миллиметра).

Стенки трубки должны быть толщиной не менее 2 мм, иначе при зажигании электрода их можно прожечь и приварить к коленвалу. Когда трубка имеет стенку толщиной 2 мм, то внутренний её диаметр сохраняется равным 9-9.5 мм.

Сварные работы

В подобных ситуациях необходимо быть отличным сварщиком с опытом выполнения капитального ремонта ДВС КАМАЗ, способным с первого раза в приваривать болт, иначе зашлаковка отверстия не предоставит необходимого результата и трубка оторвется, а после сварки высверлить болт будет трудно.

После работы электродуги температурой 4000 градусов прикаливается болт, он уже не будет иметь плоскости, сверло станет уводиться в стороны, придётся с помощью цилиндрических фрез 10-миллиметрового диаметра выравнивать торец, затем центровать и сверлить.

Более проблематична ситуация, когда болт ломается наискось, при этом трубка не прилегает к плоскости. Во время зажигания электрода дуга направляется в сторону, оплавляя витки резьбы на коленвале. В подобных случаях болт значительно сложнее удалить, потребуется снятие и разбор двигателя.

А после того, как коленвал будет извлечен, его придется отдавать специалистам, вместо того, чтобы высверлить болты за 1-2 часа на самом автомобиле.

Из-за обрыва маховика также могут появиться трещинки, образующиеся под сальником на коленвале, в результате масло начнёт вести в сцепление. Трещинки зачастую появляются под крепежными болтами, редко проходят от штифта.

Проблема трещин решается 2-мя методами:

  • 1. Способ №1. Протачиваются места коленвала (или шлифуются под сальник на 2-3 миллиметра, проходит наплавка под диаметр сальника).
  • 2. Способ №2. Устанавливается бондаж, то есть коленвал протачивается на ширину места под сальник (на 16-18 миллиметров). Выставляют коленвал по коренной шейке или по шестерне, стоящей за сальником. Предварительно ее удаляют, чтобы было удобно работать. Проточка коленвала выполняется на 5 миллиметров по диаметру, на длину 16-18 миллиметров, делается кольцо с припуском по наружному диаметру и прессовой посадкой 0.15-0.2 миллиметров по внутреннему диаметру. Кольцо запрессовывают ручным методом с помощью оправки «на холодную» (без нагревания). Изготовление бандажа происходит из буровой трубы (примерно 45 мм), затем производятся окончательная проточка и полировка шкуркой.

Достоинства и недостатки этих методов

В первом  случае применяется сварка. Она выполняется лишь полуавтоматически, чтобы в поверхности коленвала не было пор. В обязательном порядке проводится шлифовка, потому что после наплавки осуществление токарной обработки будет невозможно из-за твердости коленвала. В таком случае достоинство заключается в том, что тело будет цельное, но могут и появиться трещины после обрыва коленвала.

Вся работа во втором случае выполняется на токарном станке, требуется профессиональный токарь с опытом работы. Недостаток заключается в том, что втулка будет иметь меньшую твердость, чем коленвал. Хотя практика показывает, что коленвал с таким бандажом работает несколько лет.

При проведении капремонта КАМАЗ мы сталкивались с ситуациями, когда кольцо лопалось из-за его небольшой толщины, несоответствия материала или неправильной посадки. Сальник извлекали с лобовины, измеряли место на коленвале под втулку при помощи микрометра, изготавливали кольцо и надевали на коленвал, не извлекая двигатель из автомобиля.

Достоинство также заключается в том, что это выполняется и на простом токарном станке 1К62 или его аналоге, а втулка – является сменной деталью.

Текст основан на информации с сайта avto-craft.ru.

X
загрузка...